ARMY2017: Турецкие звезды в российском небе

Spread the love

Этот год богат на выступление пилотажных групп иностранных ВВС в нашем небе. Репортаж о выступлении «Turkish stars» на российском военном форуме ARMY2017.

Откровенно говоря в информацию о том, что к нам летит турецкая АГВП, верилось с трудом. Причем не просто АГВП, а пилотажники турецких ВВС и выступать они будут в рамках форума ARMY2017. Слабо верилось и воспринималось… Неоднозначно воспринималось. Видимо МО решило, что худой мир лучше доброй вражды.

Итак, сегодня мы покажем (и расскажем) авиационную группу высшего пилотажа турецких ВВС «Turkish stars» (Türk Yıldızları).

История.

ВВС Турции были основаны в 1911 году и использовались в I-ой Балканской (1912 г.) и I-ой Мировой войнах. Начало «Пилотажной эпохи» в турецких ВВС принято отсчитывать с марта 1914 года, когда турецкий пилот Fazıl Bey выполнил фигуру «вертикальный штопор» с высоты 400 метров. После него остальные пилоты начали тренировать высший пилотаж.
Первая демонстрация группового высшего пилотажа датируется 1926 годом. Его выполняли летчики школы ВВС под руководством Pilot Lieutenant Enver Akoğlu (извините, как точно перевести звание я не знаю).
После того как Турция вступила в НАТО ее ВВС активно модернизируются и в 50-ые годы XX-го столетия весь парк винтовых самолетов был заменен на реактивные.

Первая турецкая АГВП была создана вскоре после модернизации ВВС под стандарты НАТО. Группа летала с 1952 по 1962 год на истребителях F-84 G (Thunderjet). Использовала позывные Milli (National). Выступала на авиашоу в Турции, Италии и Бельгии. Группа летала в составе 4-х самолетов.

Приблизительно в этот же период (1955-1965 гг) создается вторая пилотажная группа летающая на истребителях F-86 E (Sabre). Первая пилотажная группа турецких ВВС получившая собственный камо. Самолеты были выкрашены в красно-белый цвет, а на носовой обтекатель был нанесен рисунок лебедя. Позывной группы – Uçan Kuğular (Летающие лебеди). В 1964 году Летающие лебеди вызвали фурор продемонстрировав пилотаж в группах из 9 и 12 самолетов.

В конце 1957 года была создана третья АГВП с позывными Скорпионы. Просуществовала до 1959 года. Группа летала на F-84 G.

В 1964 году создается новая группа с позывными Bats (Летучие мыши). Группа летала на F-86 E (Sabre) выкрашенных в специальный черно-красный камо. Группа показывала пилотаж в составе пяти, девяти и двенадцати самолетов. Просуществовала два года.

В 1966 году была создана пятая (!) пилотажная группа с позывными Kartal (Орел). Группа летала на истребителях F-5 A (Freedom Fighter). В 1971 году группа получила название Coşkun в честь погибшего летчика турецких ВВС Pilot Lieutenant Coşkun Turan.

В 1971 году, специально для участия в праздновании годовщины 900-ия победы турков в битве при Манцикерте создается еще одна пилотажная группа. Летала на истребителях F-5 A (Freedom Fighter).

С 1971 по 1992 год у турецких ВВС не было пилотажных групп. Спустя 20 лет, 7 ноября 1992 года было принято решение о создании АГВП Turkish stars летающей на истребителях NF-5. В это же время были отобраны 4 пилота для этой группы. К январю 1993 года летчики закончили обучение. «Turkish stars» проходили обучение у своих британских, канадских и итальянских коллег. 15 ноября 2012 года группа отлетала свое 400-ое выступление.

«Турецкие звезды» на форуме ARMY2017.


Техники готовят самолеты к выступлению.


Последние минуты перед началом шоу.


В группе внимательно относятся к безопасности не только в воздухе, но и на земле…


… если по каким-то причинам после посадки не выйдет тормозной парашют летчик может выпустить гак и аварийно остановить самолет с помощью аэрофинишера. На этих двух фото как раз техники готовят установку аэрофинишера к работе. Аэрофинешер ставится в обоих торцах полосы.


Руление ведущего группы. Его самолет выкрашен немного иначе чем остальные самолеты: группе 25 лет.


На авиабазу в Кубинке пришло 8 истребителей F-5, 7 принимало участие в показе, а один, резервный (видимо), был на стоянке в готовности.


Взлет по схеме «4+3». А возле взлетной полосы работают коллеги.

Когда принималось решение о создание пилотажной группы у руководства турецких ВВС был не очень большой выбор: или NF-5A/B или F-4E Phantom II. Выбор пал на NF-5A/B: он прост в эксплуатации, более экономичен и при этом лучше управляется чем Фантом.


Истребители летающие в группе прошли дополнительную подготовку для показа высшего пилотажа: удалено оборудование для постановки помех (механизм выброса инфракрасных ловушек и дипольных отражателей), удалены авиационные пушки вместе с коробками для снарядов, также удалено некоторое бортовое оборудование. Это позволило уменьшить массу самолета и его аэродинамическое сопротивление. Проведены работы по улучшению управляемости и укреплению конструкции самолета.


Самолеты были выкрашены в цвета национального флага Турции.


Проход с дымами в цветах национального флага Турции.


Группе не очень повезло с погодой — все показы проходили в пасмурную погоду, иногда солнце пробивалось сквозь тучи и красиво подсвечивало дымы.


Начало показа очень динамичное и красивое, но как только группа разделяется на солистов и малые группы динамика сильно терялась. Перерывы на перестроения достаточно большие.


Турецкие звезды смогли удивить: в своей программе они показывают как обычное «зеркало» (но с проходом на «ноже») так и «зеркало» с вращением пары самолетов относительно оси полета. Выглядит очень красиво.


Еще один интересный элемент: «вентилятор» вокруг пары самолетов идущих в классическом «зеркале».


Кроме группового пилотажа в составе 7 самолетов показывается пилотаж в составе ромба (4 самолета).


Роспуск «ромба».


На самом деле, группа показывает встречный пилотаж не по схеме «1+1», а «2+2». То, что вы видите это издержки длиннофокусного объектива, удалось поймать только эту пару.


Знаменитый «Турецкий перекресток» в исполнении трех истребителей.


Финальный роспуск.


Программа считается выполненной только тогда, когда сел последний самолет…


… но это не совсем так. Шоу продолжается даже тогда, когда все самолеты на земле. После посадки и руления все самолеты группы выстраиваются в парадном строю перед стоянкой и ждут прохода ведущего группы. После того как самолет ведущего заруливает на стоянку за ним в порядке номеров на бортах заруливают остальные члены группы. Жаль, что зрители этого не видели – очень красиво.


Удивительно, но… Командир эскадрильи «Turkish stars»– женщина. Майор Esra ÖZATAY, уже 3 года возглавляет группу.

Еще несколько фактов о выступлении «Turkish stars» в России:

  1. Единственная иностранная группа гостившая в РФ и которая вместе с техническим оборудованием привезла ларек со своей символикой.
  2. Группа в среднем дает 30 выступлений в год.
  3. Вместе с группой (8 пилотов) на выступления прилетает 1 комментатор и 45 человек обслуживающего персонала.
  4. Технику и персонал в Россию доставляли Airbus A400M и С-130 Hercules.
  5. Во время группового пилотажа расстояние между самолетами выдерживается в пределах 1 метра (3 фута), скорость колеблется от 260 до 1000 км/ч, перегрузки во время группового пилотажа достигают +5G.
  6. Во время сольного выступления пилот испытывает перегрузки в диапазоне от -3 до +7,33G.
  7. У группы отработаны 3 display packages, которые используются в зависимости от метео: «высотный» — облачность не ниже 3000 м, «низкий» — облачность не ниже 1300 м, «плоский» — облачность не ниже 300 м.
  8. Около одного миллиона человек увидело выступление «Турецких звезд» в небе над Баку (Азербайджан) 24 августа 2001 г.

Вот и все, что мы хотели рассказать о «Турецких звездах».

P.S. Текст написан по материалам официального сайта «Turkish stars» и сайта AEX.ru

Yorine