МАКС глазами… зрителя

Продолжение материала «МАКС глазами…». В этой части разберем, что может увидеть (точнее, сфотографировать обычный зритель авиасалона находясь в зрительской зоне во время полетов.

Если со статической экспозицией и павильонами все более или менее понятно: подходи и снимай, то вот с летной программой не все так однозначно.


В очередной раз нас выручает карта аэродрома ЛИИ им. М.М. Громова.

Зеленая линия — это приблизительная граница зрительской зоны, обычно там стоит ограждение, что бы любопытные не подошли слишком близко к ВПП.
Красные стрелки, та, что направлена на зрителей — это ось пилотажа, а та, что идет по ВПП — это направление взлета истребителей. Тяжелые, Суперджет или Бе-200, могут взлетать или этим курсом, а могут прорулить до середины полосы и взлетать обратным.
По поводу оси пилотажа — это условное направление по которому строятся некоторые фигуры, например все пилотажные группы роспуск делают «на зрителя», «Стрижи» и «Русские витязи» «ножницы» делают «на зрителя». Если вы хотите увидеть фигуру именно так как ее задумали группы, лучше стоять максимально близко к этой оси.

Точка 1. Удобна тем, что с нее можно снимать руление бортов на ВПП, взлет/посадку некоторых вертолетов, которые участвуют в программе, ну и рядом с ней, на этой рулежной дорожке, обычно выставляют особых гостей салона. В разные годы там стояли А-380, Б-787, А-350. Соответственно, если они заявлены в программе, можно посмотреть как их готовят к вылету и их руление к ВПП. Так же рядом находится стоянка бортов задействованных в программе. «Балтийские пчелы», «Русь» стояли там же рядышком. Так же через эту точку может производится буксировка бортов, которые отлетатали летную программу и их возвращают на статическую экспозицию.
Точка 2. Находится рядом с шале «ОАК», с нее удобно снимать как руление на старт так и разгон, а иногда и заход на посадку. В бизнес-дни иногда машины КБ Сухого садятся именно этим курсом.
Точка 3. В некотором смысле это самая идеальная точка. Пилотаж будет идти на вас, все фигуры видны именно так, как были задуманы, вполне удобно снимать взлет, а при посадке летчики рулят к это точке, что бы развернуть самолет носом в сторону шале и исполнить приветствие.
Точка 4. Обычно там находится VIP-ложа. В бизнес дни там как правило пусто и на нижние три ряда можно зайти и спокойно поснимать. Удобство точки в том, что при наличии объектива с длинным фокусом (300-400мм) вполне спокойно можно снять взлеты и сетка мешать не будет.
Точка 5. Это угол зрительской зоны и у нее, на мой взгляд, мало достоинств, но тем не менее. Обычно там собираются владельцы длиннофокусных зумов или фиксов что бы снять посадку и развороты/горки. Когда идет летная программа солнце с правого боку и снимаем уже не в контре.
Возможно вы спросите, а почему только эти точки? Ведь еще куча места остается, неужели там плохо снимать? Ответ очень простой. На МАКС2015 появилось новшество, которое может быть удобно зрителю пришедшему просто посмотреть на полеты, но которое сильно мешает любителям авиационной фотографии — вдоль забора ставят несколько конструкций с большими экранами, на которые транслируются полеты. Как будет на МАКС2017 — непонятно, но есть подозрение, что от этой идеи не откажутся.

У меня есть еще пара рекомендаций для тех, кто хочет получить если не идеальные, то просто красивые снимки:
1. Приезжая на МАКС лучше сразу идти в павильоны. Как раз успеете их пройти до демонстрационной программы. Потом смотреть/снимать полеты. А уже после них пройтись по статической экспозиции. Вы спросите почему? Утром и днем жесткое солнце, для съемки мало пригодное освещение. Полеты заканчиваются в районе 1630 — 1700 и часа вполне достаточно, что бы пройтись по статической экспозиции и поснимать технику в закатном солнце. Этот работает в бизнес дни и в пятницу. А в субботу и воскресенье… У кого на что хватит сил :) Народа будет очень много.
2. Не надо прилипать к забору в зрительской зоне в надежде снять взлет сквозь сетку забора. Не получится, только расстроитесь. Во-первых, большие телевизоры. Во-вторых, выносной пункт руководителя полетов находится как раз рядом с забором и перегораживает обзор. В третьих, там постоянно снуют машины тех, кому по каким-то причинам разрешили выехать на поле и подъехать к ВПП. Они совершенно не стесняются выбрать себе удобную точку и перегородить вам вид на ВПП. Там же, где-то рядом, стоит пара вертолетов поисково-спасательной службы. Что тоже не улучшает обзор.
3. Мое глубокое убеждение, что стоит наступить на горло своим опасениям и передвигаться между этими точками ища интересные ракурсы.
Стоит принять за неизбежный факт, что все время пока будет идти летная программа (это касается и бизнес-дней и выходных) вы будете снимать в контровом свете и потом, разбирая фотографии, вы будете страдать и проявлять чудеса мастерства в фотошопе.

Что ж, теперь покажу фотографии, что бы проиллюстрировать текст выше.

Начало демонстрационной програамы, пролет вертолетов
Самое начало демонстрационной программы, пролет вертолетов. Снималось где-то в районе точек 4-5, в полдень. Небо вытащить не получилось, вертолеты в контре хоть и получилось вытащить, но они очень шумные.

IMG_2881.jpg
А здесь либо небо либо вертолет. Но и сама фактура неба…

IMG_4829.jpg
Ситуация немного исправляется, когда можно взять покрупнее вертолет, а главное, солнце хоть немного прикрыто облаками.
Снято с точки 3. И, кстати, снимок немного оживает, когда снимаешь из толпы. Появляется эффект присутствия. Так же можно увидеть сетку-ограждение которым ограждена зрительская зона. Высотой в человеческий рост.

Ка-52, пилотаж

Ми-26Т2, пилотаж
Ситуация сильно меняется когда программу начинают около 10-11 утра и солнце еще за зрительской зоной. Точка 3.

IMG_5511.jpg
Точка 3.

Су-34, Т-50, Су-35, роспуск
Между точками 4 и 5.

IMG_5344.jpg
Контровый свет…

IMG_3974.jpg
Точка 3.

IMG_1338.jpg
Точка 1.

IMG_4162.jpg
Здесь опять контровый свет. С одной стороны он делает более фактурным след от дыма, с другой, сам самолет черный.

IMG_4100.jpg
Точка 5.

IMG_2547.jpg
Точка 1. МиГ-35 готовится к взлету.

IMG_1683.jpg
Пока идет пилотаж с точки 1 можно и жанровые карточки сделать.

IMG_4474.jpg
Точка 5

IMG_4304.jpg
Те самые телевизоры. Между точками 2 и 3.

Еще несколько картинок с точки 1.

IMG_2064.jpg

IMG_1505.jpg
Экипажи приветствуют друг-друга поднятием тормозных щитков, а второй пилот Як-130 еще и честь отдает.

IMG_1077.jpg

IMG_6625.jpg
Михаил Беляев, летчик испытатель КБ МиГ, демонстрационный пилотаж на МиГ-35.

К вопросу о точке 3.

IMG_3849.jpg
Фигура «зеркало» в исполнении «Стрижей».


Фигура «ножницы» в исполнении «Русских витязей».

IMG_6292.jpg
Фигура «вентилятор» в исполнении «Балтийских пчел».

IMG_6576.jpg
Вот такого зверя встретил гуляя по статической экспозиции после полетов.

IMG_6733.jpg

Пожалуй, на этом все.